В новом совмещенном номере "БиК" и WLG есть материалы, которые можно и нужно обсуждать, так как они не претендуют на истину, а дают направление в её поиске. Хотелось бы сделать традицией разбор таких статей. Я говорю о статье Арно, интервью по франчайзингу с Владимиром Цапко, материалах форума ритейлеров, моём прогнозе по рынку белья. Наверняка есть иные точки зрения и было бы интересно их узнать.
Я здесь выкладываю мой прогноз будущего рынка белья.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК НИЖНЕГО БЕЛЬЯ 2015/16
Уважаемые читатели! Полагаю, нет смысла возвращаться в прошлое, чтобы показать, каким российский рынок был прежде. Сейчас это никого не интересует. Всем важно знать, что же готовят нам 2015 и 2016 годы. Постараюсь составить свой прогноз, основываясь на доступных данных. Мой опыт анализа рынка говорит, что сделанные мною прогнозы целиком и полностью сбывались, лишь иногда на два-три месяца отклоняясь от назначенного времени.
Первое. Экономика. Хочу обратить внимание на такое ее свойство, как инерционность. Если принимаются какие-либо решения, способные реально повлиять на ситуацию, то заметные изменения будут происходить лишь по прошествии некоторого времени. Даже внезапные и решительные меры, воодушевляющие предпринимательское сообщество и вселяющие в него уверенность в том, что началось реальное изменение экономического климата, не могут сразу повлиять на бизнес-процессы. Это может произойти через несколько месяцев в лучшем случае. Просто наблюдая за действиями государства, можно заметить знаковые решения, которые могут сказаться на всем рынке. Есть ли они сейчас? Ответ однозначен: нет! Верю ли я, что через непродолжительное время они появятся? Нет! Поэтому прогнозировать оживление покупательского спроса и роста продаж в 2015 году не приходится.
Второе. Покупатель. Семейный бюджет российских граждан не увеличивается, а уменьшается и сократится еще больше, но не пропорционально, ‒ какие-то затраты будут кардинально сокращаться, а какие-то останутся неизменными, так как являются необходимыми. Как вы думаете, в какую категорию попадет белье? Правильно, на нем будут экономить. Одежда также пострадает, но меньше ‒ все-таки она «на виду».
Третье. Издержки предпринимателей снизятся или вырастут? Тоже риторический вопрос. Да, если цена аренды установлена в валюте, она может снизиться, но стоимость в рублях вырастет в любом случае. Между тем аренда ‒ основная расходная статья магазинов.
Четвертое. Производители. Цены ‒ здесь чудес не бывает ‒ скорректируются по текущему курсу, что, естественно, объем продаж не увеличит. Поставщики понимают, что если у людей нет денег и они не покупают что-либо по цене 1000 рублей, то не купят это и за 1300. Тогда зачем держать низкую цену? В особых случаях, как например визит к доктору или свадьба, человек купит белье, ориентируясь не на его цену, а исходя из своего статуса. Смогут ли производители выдержать 2015 год, не получая обратно в нужном количестве денежные средства от розничной торговли? Им же нельзя останавливать производство! Мой вывод: те компании, которые ориентировались исключительно на российский рынок и доля которых на нем составляла более 80%, ‒ или обанкротятся, или сократят объем выпуска в разы. А таких фирм очень много. Это приведет к тому, что выжившей рознице придется значительно изменить состав своих поставщиков.
Пятое. Ритейл. Для него критическим станет период зима-весна 2015 года. Многие магазины будут вынуждены закрыться, а товар пустить в ликвидацию, распродавая его ниже закупочных цен. На покупателя обрушится шквал предложений приобрести за бесценок то, за что раньше он платил реальные деньги. Кто-то, естественно, воспользуется предоставленной возможностью и на пару лет обеспечит себя впрок всем необходимым. Возвратиться впоследствии к покупкам по новым ценам психологически будет очень трудно.
Численность магазинов белья сократится в разы, что потенциально выгодно для тех, кто останется на рынке (особенно выиграют магазины, находящиеся в собственности). Это еще больше усугубит положение поставщиков-производителей. Их клиентская база станет сокращаться.
Шестое. Как ни парадоксально, но очень хорошие шансы имеют те европейские компании, кто более или менее спокойно переживет два грядущих года, не полностью уходя с рынка, а значительно сократив присутствие на нем, чтобы не работать в минус. Им будет проще снова вернуться на зачищенный рынок, на котором останутся только сильные участники как среди производителей, так и ритейлеров.
Седьмое. Интернет. На форуме ритейлеров одежды в конце 2014 года одной из главных идей о том, как использовать сложившуюся ситуацию во благо, была идея развития электронной торговли и вообще умелого использования интернета, в частности социальных сетей. Бельевой сектор не является исключением, данное направление здесь также будет активно развиваться, отнимая покупателей у традиционной оффлайновой торговли, особенно в конце года, когда возникнут проблемы с новым ассортиментом, который просто не появится в рознице или будет очень скудным.
Восьмое. Продолжится дальнейшее слияние и укрупнение компаний с целью оптимизации бизнес-процессов и сокращения затрат. Этот процесс уже идет.
Девятое. Продвижение. Сколько вкладывают крупные компании в продвижение своих брендов? Сотни тысяч, миллионы долларов в год. Смотрите рекламу на ТВ одной и той же марки? Это инвестиции. Пусть и в усеченном виде, но их сохранят. Есть ли такие возможности у малого бизнеса? Нет! А это тоже потери целевой аудитории. И с этим фактом нужно считаться.
Десятое. Франчайзинговые проекты получат новый импульс и будут значительно чаще реализовываться. Негативный опыт приобретения франшизы многими бельевиками не говорит о ее бесперспективности.
Итак, обобщающие выводы:
1. В 2015 году рынок сократится ниже уровня, необходимого для удовлетворения потребности в нижнем белье, ‒ до 4,0 млрд евро в розничных ценах.
2. Прекратят существование 20‒30% нынешних поставщиков.
3. Закроется около 50% ныне действующих магазинов.
4. Оставшийся ритейл будет существовать на грани рентабельности.
5. Провальный 2015-й станет основой стабильно негативного 2016-го.
6. Выживут те компании, у кого запас прочности выше, нежели у конкурентов, если они воспользуются им грамотно ‒ не просто пережидая кризис, а активно противостоя негативным явлениям.
Сегодня я не говорю о мерах, которые помогут выстоять в 2015 году. Общие меры уже неоднократно рассматривались нами (материалы на эту тему есть в каждом выпуске «Б&К»), они актуальны во все времена, а конкретные действия у каждой компании свои.
Что нас ждет в 2016-м? Если в какой-то момент, скажем, в середине текущего года государство примет пакет мер по изменению ситуации в экономике, то можно ожидать оживления рынка в начале 2016 года, но только оживления, а не роста. Для него просто не будет ресурсов! Вот здесь и пригодятся наработанные связи с европейскими компаниями, у которых эти ресурсы будут. И вперед вырвутся те, кто даже в труднейшем 2015-м продемонстрирует профессионализм, дальновидность, надежность и порядочность по отношению к партнеру.
Хочу узнать с какими выводами вы согласны, а с какими готовы поспорить. Жду ваше мнение.
Я здесь выкладываю мой прогноз будущего рынка белья.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК НИЖНЕГО БЕЛЬЯ 2015/16
Уважаемые читатели! Полагаю, нет смысла возвращаться в прошлое, чтобы показать, каким российский рынок был прежде. Сейчас это никого не интересует. Всем важно знать, что же готовят нам 2015 и 2016 годы. Постараюсь составить свой прогноз, основываясь на доступных данных. Мой опыт анализа рынка говорит, что сделанные мною прогнозы целиком и полностью сбывались, лишь иногда на два-три месяца отклоняясь от назначенного времени.
Первое. Экономика. Хочу обратить внимание на такое ее свойство, как инерционность. Если принимаются какие-либо решения, способные реально повлиять на ситуацию, то заметные изменения будут происходить лишь по прошествии некоторого времени. Даже внезапные и решительные меры, воодушевляющие предпринимательское сообщество и вселяющие в него уверенность в том, что началось реальное изменение экономического климата, не могут сразу повлиять на бизнес-процессы. Это может произойти через несколько месяцев в лучшем случае. Просто наблюдая за действиями государства, можно заметить знаковые решения, которые могут сказаться на всем рынке. Есть ли они сейчас? Ответ однозначен: нет! Верю ли я, что через непродолжительное время они появятся? Нет! Поэтому прогнозировать оживление покупательского спроса и роста продаж в 2015 году не приходится.
Второе. Покупатель. Семейный бюджет российских граждан не увеличивается, а уменьшается и сократится еще больше, но не пропорционально, ‒ какие-то затраты будут кардинально сокращаться, а какие-то останутся неизменными, так как являются необходимыми. Как вы думаете, в какую категорию попадет белье? Правильно, на нем будут экономить. Одежда также пострадает, но меньше ‒ все-таки она «на виду».
Третье. Издержки предпринимателей снизятся или вырастут? Тоже риторический вопрос. Да, если цена аренды установлена в валюте, она может снизиться, но стоимость в рублях вырастет в любом случае. Между тем аренда ‒ основная расходная статья магазинов.
Четвертое. Производители. Цены ‒ здесь чудес не бывает ‒ скорректируются по текущему курсу, что, естественно, объем продаж не увеличит. Поставщики понимают, что если у людей нет денег и они не покупают что-либо по цене 1000 рублей, то не купят это и за 1300. Тогда зачем держать низкую цену? В особых случаях, как например визит к доктору или свадьба, человек купит белье, ориентируясь не на его цену, а исходя из своего статуса. Смогут ли производители выдержать 2015 год, не получая обратно в нужном количестве денежные средства от розничной торговли? Им же нельзя останавливать производство! Мой вывод: те компании, которые ориентировались исключительно на российский рынок и доля которых на нем составляла более 80%, ‒ или обанкротятся, или сократят объем выпуска в разы. А таких фирм очень много. Это приведет к тому, что выжившей рознице придется значительно изменить состав своих поставщиков.
Пятое. Ритейл. Для него критическим станет период зима-весна 2015 года. Многие магазины будут вынуждены закрыться, а товар пустить в ликвидацию, распродавая его ниже закупочных цен. На покупателя обрушится шквал предложений приобрести за бесценок то, за что раньше он платил реальные деньги. Кто-то, естественно, воспользуется предоставленной возможностью и на пару лет обеспечит себя впрок всем необходимым. Возвратиться впоследствии к покупкам по новым ценам психологически будет очень трудно.
Численность магазинов белья сократится в разы, что потенциально выгодно для тех, кто останется на рынке (особенно выиграют магазины, находящиеся в собственности). Это еще больше усугубит положение поставщиков-производителей. Их клиентская база станет сокращаться.
Шестое. Как ни парадоксально, но очень хорошие шансы имеют те европейские компании, кто более или менее спокойно переживет два грядущих года, не полностью уходя с рынка, а значительно сократив присутствие на нем, чтобы не работать в минус. Им будет проще снова вернуться на зачищенный рынок, на котором останутся только сильные участники как среди производителей, так и ритейлеров.
Седьмое. Интернет. На форуме ритейлеров одежды в конце 2014 года одной из главных идей о том, как использовать сложившуюся ситуацию во благо, была идея развития электронной торговли и вообще умелого использования интернета, в частности социальных сетей. Бельевой сектор не является исключением, данное направление здесь также будет активно развиваться, отнимая покупателей у традиционной оффлайновой торговли, особенно в конце года, когда возникнут проблемы с новым ассортиментом, который просто не появится в рознице или будет очень скудным.
Восьмое. Продолжится дальнейшее слияние и укрупнение компаний с целью оптимизации бизнес-процессов и сокращения затрат. Этот процесс уже идет.
Девятое. Продвижение. Сколько вкладывают крупные компании в продвижение своих брендов? Сотни тысяч, миллионы долларов в год. Смотрите рекламу на ТВ одной и той же марки? Это инвестиции. Пусть и в усеченном виде, но их сохранят. Есть ли такие возможности у малого бизнеса? Нет! А это тоже потери целевой аудитории. И с этим фактом нужно считаться.
Десятое. Франчайзинговые проекты получат новый импульс и будут значительно чаще реализовываться. Негативный опыт приобретения франшизы многими бельевиками не говорит о ее бесперспективности.
Итак, обобщающие выводы:
1. В 2015 году рынок сократится ниже уровня, необходимого для удовлетворения потребности в нижнем белье, ‒ до 4,0 млрд евро в розничных ценах.
2. Прекратят существование 20‒30% нынешних поставщиков.
3. Закроется около 50% ныне действующих магазинов.
4. Оставшийся ритейл будет существовать на грани рентабельности.
5. Провальный 2015-й станет основой стабильно негативного 2016-го.
6. Выживут те компании, у кого запас прочности выше, нежели у конкурентов, если они воспользуются им грамотно ‒ не просто пережидая кризис, а активно противостоя негативным явлениям.
Сегодня я не говорю о мерах, которые помогут выстоять в 2015 году. Общие меры уже неоднократно рассматривались нами (материалы на эту тему есть в каждом выпуске «Б&К»), они актуальны во все времена, а конкретные действия у каждой компании свои.
Что нас ждет в 2016-м? Если в какой-то момент, скажем, в середине текущего года государство примет пакет мер по изменению ситуации в экономике, то можно ожидать оживления рынка в начале 2016 года, но только оживления, а не роста. Для него просто не будет ресурсов! Вот здесь и пригодятся наработанные связи с европейскими компаниями, у которых эти ресурсы будут. И вперед вырвутся те, кто даже в труднейшем 2015-м продемонстрирует профессионализм, дальновидность, надежность и порядочность по отношению к партнеру.
Хочу узнать с какими выводами вы согласны, а с какими готовы поспорить. Жду ваше мнение.
Гл. редактор журналов "Белье & Колготки", "Worldwide Lingerie Guide", "Свiт Бiлизни"