Оригинал страницы находится по адресу: http://www.belyevik.ru/articles/9282/?ELEMENT_ID=9...
Уважаемые читатели! У каждого из вас своя жизнь и свой бизнес – индивидуальные и очень разные. Но есть то, что всех нас объединяет, независимо от места работы, возраста и опыта. Это любовь к своему делу, профессионализм, стремление к развитию и совершенствованию, желание сделать жизнь окружающих лучше. Я надеюсь, что по крайней мере наши читатели – именно такие люди. К вам и обращаюсь!
Давайте осмысливать пройденный путь и строить планы на будущее, имея в виду тот факт, что ранее любые проекты мы рассматривали как непрерывное развитие и покорение очередных рубежей, забывая включать в расчеты кризисы, случающиеся с очевидной регулярностью. Поэтому будем готовиться к очередному потрясению, которое может произойти через некоторое время, но не выживать в предстоящий период, а полноценно жить и работать, ведь другого шанса не будет.
Так в чем проблема? А проблема очевидна. Это новая реальность с нечеткими правилами ведения бизнеса со стороны государства и, как следствие, огромной неопределенностью на рынке, что усложняет разработку планов развития и не позволяет добиваться самого этого развития.
Мы, бельевики, тоже все пытаемся понять, что же делать в нашей «песочнице». А что еще остается? Про выживание нет смысла говорить, многие выживут, это вне сомнений, даже самостоятельно, хоть и с потерями в той или иной степени. Давайте рассмотрим положение более глобально. Ведь что происходит? Идет борьба стран за место в новом мире! Одни государства вкладывают сотни миллиардов и триллионы долларов, чтобы получить в него пропуск, а у других просто нет для этого ни средств, ни компетенции, да и желания руководства тоже. Помните, почему в свое время производители Европы прямо ринулись в Китай? Тогда там была дешевая рабочая сила и развитая инфраструктура, но все появилось не само собой, а в результате инвестиций, обеспеченных доверием к государственным институтам. С инвестициями у нас плохо. Инфраструктуры нет. А что есть? Дешевая и вместе с тем квалифицированная рабочая сила. Мы же знаем, что производство белья – процесс хоть и технологичный, но с существенной долей ручного труда, и от этого никуда не уйдешь. Заработная же плата швей в Украине ниже, нежели в других странах мира. Это плохо, но объективно пока является преимуществом, которым было бы неразумно не воспользоваться. Может ли Украина, например, повторить путь Италии после Второй мировой войны? До 50-х годов прошлого века никто не слышал об удивительных итальянских марках и дизайнерах, а потом пошло-поехало! Этому способствовали: а) инвестиции; б) низкая стоимость рабочей силы; в) отсутствие барьеров для ведения бизнеса. В Украине, увы, пока в наличии только второй фактор. Остальные два – это производные от политики и чисто внутреннее дело государства, не зависящее от внешних воздействий. От предпринимателей тоже. Так что спустимся на землю, оставим глобальное и перейдем на наш уровень, рассуждая о рознице, производителях, о том, с чем они могут столкнуться в новых условиях.
Ретейл
Что же мы наблюдаем сейчас, в период после локдауна? Качество магазинов, увы, не растет, даже учитывая вновь открываемые, которые преимущественно создаются по подобию торговых точек прошлого века, только с несколько лучшим визуальным эффектом. Количество, впрочем, тоже не увеличивается, а неуклонно падает. Точные цифры назвать трудно, потому что мы опираемся всегда на объективные данные, полученные во время поездок по стране, а ездить сейчас, увы, не можем, поэтому оставим статистику до лучших времен. Однако по опыту можем сказать, что доля перспективных владельцев магазинов, способных работать в новых форматах, соответствующих времени, составляет максимум 20% на страну. Заметим, что развитие в монобрендовом формате для них очень проблематично: нет соответствующих ресурсов, как у производителей, и сверхвысокой маржинальности. Поэтому это могут быть мультибрендовые, скажем, не магазины, а пространства, в которых происходит взаимодействие участников цепочки «производитель – покупатель».
Где сейчас находятся многие магазины и куда всегда стремятся предприниматели? Конечно же, в ТЦ. И самое уязвимое положение, безусловно, у независимой розницы, арендующей в них помещения. Сейчас же, вследствие огромного падения трафика, даже сетям снижение ставок на аренду не сильно поможет, не то что индивидуальным предпринимателям. Так закрываться или выжидать? Я думаю, что если магазин и раньше балансировал на грани рентабельности или его прибыль не позволяла предпринимателю развивать бизнес интенсивно или экстенсивно, не суть, то за предстоящие месяцы положение только усугубится. Лучший вариант – не генерировать убытки и закрываться, вплоть до потери товара, если его не дают вывезти. Это меньшее из зол.
Если же магазин работал успешно и давал высокую прибыль, то можно, конечно, переждать самое трудное время, однако следует понимать, что прежних заработков уже точно не будет, но если так уж хочется поддержать ТЦ и его владельцев, то это ваше решение. Было бы разумнее спасти товар и не уходить в убытки.
На мой взгляд, нужно двигаться в стрит-ретейл, как бы страшно ни было. А страшно почему? Потому что боязно остаться в одиночестве и непонятно, как привлекать покупателей! Но это вопрос только вашей компетентности и профессионализма! Только вы, никто другой, можете решить эту проблему, как это делают сотни ваших коллег с магазинами в собственности.
Так что сейчас в самом выгодном положении те предприниматели, которые в свое время направляли прибыль на приобретение недвижимости. Они тоже страдают от падения потока и обесценивания гривны, но в меньшей степени, и имеют все шансы «подобрать» клиентов обанкротившихся коллег.
Для успешного развития нужно понимание изменений в мире. Современный магазин – это уже не стены, увешанные товаром, и пара-тройка продавцов наготове. Это место соединения двух ипостасей брендов: реального и виртуального! Это магазин-клуб! В нем должна происходить интеграция покупателей в его жизнь и жизнь брендов. К тому же физические магазины должны быть очень тесно связаны с цифровыми технологиями, а каждое взаимодействие с покупателем – рассматриваться как особый опыт (или стремление добиться быстрого вау-эффекта). Ретейл становится цифровым, то есть это продажи продукции или услуги конечным потребителям, совершаемые с использованием цифровой коммерции или путем предложения услуг и товаров с использованием цифрового пространства. Это может быть процесс, позволяющий покупателям взаимодействовать с сайтом магазина на разных этапах процесса покупки, а не только на конечном.
Но что самое важное? Владельцу магазина нужно иметь в виду, что лояльность покупателей, к достижению которой все стремятся, – это хорошо, но уже недостаточно! Важно формирование комьюнити, то есть личного участия людей, когда все всех знают и проникаются любовью и уважением и к брендам, и к вашей площадке (любят не стены и вешалки, а необыкновенную атмосферу, которую вы совместно создаете). А еще очень важно уметь удерживать внимание людей! Этому самому существенному вопросу мы постараемся посвятить отдельную статью в следующем номере журнала.
Так какие выводы и практические шаги может сделать розница, чтобы нормально работать в нынешних условиях?
1. Срочно просчитать степень устойчивости по крайней мере на 9 месяцев вперед. Какие ресурсы нужны и хватит ли их? В качестве основы для расчетов я бы советовал брать снижение трафика на 30% и повышение цен на 20%.
2. Привести в порядок клиентскую базу и наладить коммуникации владельца с ключевыми покупателями – с информированием о режиме работы, акциях и прочих важных вещах и с пониманием, что это повод установить или восстановить контакт. Клиентская база – ваше все! Это – фундамент возрождения.
3. Пообщаться с владельцами компаний-поставщиков и выяснить их положение и перспективы дальнейшего сотрудничества. Менеджеры вам вряд ли помогут, они сами зачастую не в курсе. Если невозможно поговорить с владельцем, бегите! Капитан в ответе и за команду, и за пассажиров, и если его нет в критическое время, то зачем вам такой капитан?
4. Научиться управлять ассортиментом и работать с фешен-продукцией, чтобы не отставать за акциями поставщиков и не плодить неликвиды.
5. Понять, что направление «хоум-стрит» (магазин на улице) – правильная стратегия, и рассмотреть варианты ухода из ТЦ.
6. Избавляться от привязки к чужому потоку и научиться формировать свой.
7. Не искать продавцов! Искать умных, ответственных и любящих других людей! Помните, что вы не продаете товар – вы оказываете услуги. Улавливаете разницу в имидже и содержании профессии продавца и психолога-консультанта?
8. Уходить от марок с неконтролируемой цепочкой продаж. Вы должны быть внутри системы, заблаговременно знать об акциях и графиках распродаж и готовиться к ним вместе с поставщиками.
Производители и поставщики
С одной стороны, производителей и поставщиков в Украине не так много, а системных и надежных еще меньше, с другой – многие сотни торговых марок, непонятно как оказавшихся на рынке. Профессионалу в них трудно разобраться, чего уж говорить про потребителя. Здесь важно знать и твердо усвоить: дефицита товара нет и уже не будет никогда! А проблема в том, что почти все мы, за исключением совсем молодых, выходцы из эпохи дефицита, которая и формировала нас как предпринимателей – со всеми плюсами, а по большей части минусами прежних реалий. И главной ошибкой является возведение на трон товара! Он был королем дефицита, его хотели все заполучить, и следствием такого подхода является поиск эксклюзива, чтобы ни у кого не было того, что есть у меня! Ну, а уж если это невозможно, то хотя бы заполучить самые выгодные условия и низкие цены. Товар снова и снова хотят сделать королем, хотя королевства уже отжили свое! Так какие сейчас задачи стоят перед поставщиками и производителями?
Покупатели
Если меняется все, то не исключение и покупатели. С одной стороны, часть целевой аудитории будет покупать меньше и требовать дешевле, с другой стороны, останутся люди, которые привыкли покупать и у которых доходы сократились в меньшей степени. Но в любом случае важны рациональность и адаптивность. Глобальные тренды никто не отменял, и направленность на осознанное потребление усилится. Человек, скорее всего, уже не захочет импульсивно совершать покупки. Переоценка материальных ценностей приведет к более критическому и рациональному подходу, а на эмоциональное давить станет сложнее. Необходимо видеть в потребителе личность, учитывать его реальные потребности и фокусироваться на хорошем сервисе. Будет важна продуманность вещей, аксессуаров – любых продуктов и в любом сегменте. Например, если говорить о домашней одежде, то будет востребовано что-то среднее между тем, что можно носить дома, на улице, в офисе и повседневно, а также вещи унисекс. И красиво, и полезно, и на разные ситуации. Происходит смена модели потребления: все меньше будет закупок впрок; акцент на практических свойствах товара; стремление к социализации. И еще. У вас теперь нет вообще покупателей. У вас есть покупатель – конкретный человек!
Маркетинг
Мы кратко рассмотрели три объекта взаимодействия: производитель (поставщик) – магазин – покупатель. Что их связывает (а зачастую не связывает) помимо движения продукта? Правильно, маркетинг! И локдаун, полная остановка, а не ползучий кризис, вскрыл слабые элементы в бизнесе. Спасибо ему за это. Произошло полное обнуление, и мы все оказались у подножья своего дела. Настало время показать, что мы представляем из себя как предприниматели.
Приведу важные, на мой взгляд, положения, необходимые для осознания.
Какой общий вывод можно сделать из изложенного выше? Наша отрасль будет расти за счет следующих драйверов: